Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Советник премьер-министра Орбана объяснил позицию НАТО в отношении к РФ
Мир
Власти Украины сообщили о повреждении инфраструктуры в Николаевской области
Мир
В Пентагоне заявили о пристальном внимании к ситуации на авиабазе в Нигере
Авто
Названы самые востребованные у россиян китайские кроссоверы
Общество
Более половины опрошенных россиян решили отправиться на дачу этим летом
Авто
В Госдуму внесли законопроект о смягчении требований к тонировке авто
Армия
Шойгу направил телеграммы отличившимся в ходе СВО мотострелковым бригадам
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения полевого пункта боепитания ВСУ в зоне СВО
Экономика
Можин заявил о готовности БРИКС предложить альтернативу в случае краха доллара
Авто
В РФ утвердили концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года
Мир
Израиль обеспечит безопасность пролета прибывшего за Благодатным огнем борта РФ
Армия
«Ростех» поставил около 80% вооружений в зону СВО
Мир
Сийярто заявил об опасениях из-за возможной отправки войск Франции на Украину
Общество
Россиянам рассказали об опасности нетрадиционных способов окрашивания яиц
Армия
Военный эксперт указал на катастрофическую ситуацию в обороне ВСУ
Мир
Можин предрек потерю МВФ глобального статуса в случае выхода России
Армия
Эксперт указал на признание ВСУ инициативы на поле боя за военными РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Санкции против России стали катастрофой для экономики Хорватии, задевшей практически все отрасли государства. Об этом в интервью «Известиям» заявил экс-президент страны Степан Месич, правивший с 2000 по 2010 год. Он также заявил, что Загреб готов стать посредником на переговорах между Белградом и Приштиной, благо Хорватия имеет добрососедские отношения с обеими сторонами.

Экс-президент бывшей югославской республики Степан Месич

Экс-президент бывшей югославской республики Степан Месич

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Наша встреча с экс-президентом проходила в Казахстане, в рамках проходивших в республике президентских выборов — Степан Месич прибыл в Нур-Султан в качестве международного наблюдателя от Хорватии. Несмотря на то, что политик изучал русский язык в школе, наша беседа проходила на английском. Сегодня, как признается сам Месич, поддерживать разговор на русском языке, тем более на острые политические темы, он не в состоянии. Это и немудрено: бывшему лидеру страны, за время двух президентских сроков которого Хорватия совершила огромный экономический рывок, втрое увеличив свой ВВП — с $21 млрд до $60 млрд, — в этом году исполняется 85 лет.

— Господин Месич, начать хотелось бы с ситуации на косовско-сербской границе. В конце мая спецназ самопровозглашенной республики провел грубую силовую операцию в районе Косовска-Митровицы, где проживают этнические сербы. В ответ на начавшиеся задержания местных жителей Белград привел войска в боевую готовность. Как по-вашему, удастся ли в ближайшей перспективе урегулировать этот конфликт или он превратится в еще один тлеющий раздор на периферии Европы?

— Ключ к решению этого спора, как, впрочем, и любого другого на Балканах, — исключительно в переговорах. Говорите, разговаривайте друг с другом. Пусть эти переговоры и затягиваются и, может быть, не приносят мгновенных видимых результатов, — это в любом случае шаг вперед. Тем более что стороны уже пытались решить конфликт силовыми методами. Что получили в итоге? Ничего. И Белград, и Приштина проиграли.

Готова ли Хорватия выступить в качестве посредника на возможных переговорах Сербии и Косово?

— Да. В отличие от многих государств мира нам повезло иметь дружественные отношения с обеими сторонами. И мы готовы принять у себя представителей Белграда и Приштины, если они сами не против.

Рукопожатие
Фото: Global Look Press/Cold River Productions

Югославия была одним из инициаторов создания Движения неприсоединения, появившегося как раз в рамках Белградской конференции 1961 года. В 1991 году вы были председателем этого движения. Несмотря на такой бэкграунд, уже в 2009 году Хорватия под вашим руководством стала членом НАТО. Как вы относитесь к тому, что теперь и Косово желает стать частью альянса?

— Вы знаете, НАТО такая же международная организация, как и ЕС. Не вижу ничего предосудительного в том, что какая-либо страна выбирает этот путь. Косово, хотим мы этого или нет, рано или поздно станет частью не только НАТО, но и всех международных организаций — пока всё идет к этому. Вообще, если разобраться в ситуации, косоваров в этом их стремлении можно понять. В свое время Милошевич (Слободан Милошевич — президент Сербии в 1989–1997 годах. — «Известия») допустил чудовищную ошибку, попытавшись решить конфликт вооруженным путем. И сегодня мы имеем то, что имеем, — косовары боятся повторения силового сценария.

— То есть лично вас не пугает растущая милитаризация региона и вступление Косово в НАТО?

— Послушайте, я же уже сказал: каждое государство решает это добровольно, и мнение политиков из соседних стран, пусть даже и участниц НАТО, здесь ни при чем. Если народ республики этого хочет, то, как бы сильно ни противились региональные державы и некоторые члены ЕС, это всё равно произойдет.

За время вашего президентства товарооборот между Россией и Хорватией составлял в среднем $1,5–1,7 млрд, РФ входила в восьмерку крупнейших партнеров Загреба. Однако после введения санкций в 2014 году произошел резкий спад, и уже в 2016 году двусторонний товарооборот едва превышал $807 млн. Как вы считаете, следовало ли Загребу идти в русле единой европейской политики и вводить санкции?

Эти меры против России были введены без согласия ООН, они незаконны и приносят ущерб всем сторонам. С самого первого дня, когда Хорватия ввела ограничительные санкции против Москвы, это стало катастрофой для нашей экономики — ВВП страны в 2014 году составлял $57 млрд, а в 2015-м упал до $49 млрд. Нет ни одной хорватской компании, которая не пострадала бы от антироссийских санкций (хорватский экспорт в РФ ранее превышал $400 млн, сейчас он колеблется на отметке в $200 млн. — «Известия»).

Экономика
Фото: Depositphotos

— Примечательно, что еще во время вашего первого президентского срока в 2003 году Хорватия подала заявку на вступление в ЕС. Но после этого переговоры с ЕС застопорились на целых 10 лет. В итоге страна вступила в союз только в 2013 году, второй из всех югославских республик после Словении оказавшись в единой Европе. Она же стала и последней после 2013 года ЕС не расширялся. Как вы считаете, стоит ли ожидать, что в ближайшее время Сербия также станет членом союза?

— Конечно, стоит. Вступление Сербии в ЕС стало бы очень хорошим шагом как для союза, так и для самой республики. Лично я не вижу в этом никаких проблем и ратую за скорейшее присоединение сербов к европейскому объединению. Более того, мне бы хотелось, чтобы Россия однажды также стала членом Европейского союза, поскольку ваша страна — такая же неотъемлемая часть Европы, как Сербия или Хорватия.

Мы с вами находимся в Казахстане, было бы невежливым не спросить вас о прошедших выборах. Насколько они были прозрачными?

— Выборы прошли на высоком уровне, я лично посетил пять избирательных участков и нигде никаких нарушений не заметил. Отмечу, что это далеко не первый мой визит на выборы в республику — ранее я присутствовал на инаугурации первого президента страны Нурсултана Назарбаева в 2011 году. Если сравнивать нынешние выборы с тем, что было восемь лет назад, хочу сказать, что казахстанцы, по моим ощущениям, стали активнее увлекаться политикой, выросло количество интересующейся молодежи.

Прямой эфир